26 октября 1842 года родился один из величайших русских художников, наш земляк ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН.
Необыкновенный художник и отважный человек, любознательный и пытливый мастер, Верещагин посвятил свое искусство войне, чтобы посредством своих сильных и выразительных образов раскрыть античеловеческую сущность любой вражды. Спустя более ста лет голос Верещагина с особой актуальностью звучит в наши дни.
Его полотна звучат с новой силой, напоминая о ценности жизни, о красоте и многообразии окружающего мира и населяющих его народов, показывают ужасы войны, которая несет людям страдания и гибель.
Книги, представленные здесь, познакомят вас с интересными биографическими фактами из жизни В.В. Верещагина. Альбомы и репродукции картин помогут раскрыть творческую составляющую этого замечательного художника. Все эти книги есть в нашей библиотеке.
Верещагин / вступ.ст. Л. Байрамовой. - Москва: Классика, 2002. - 62 с.: ил. - (Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве). [12+]
Василий Верещагин считал, что в каждой картине должна быть идея. На картинах изображал только то, через что прошел сам и чему был свидетелем. Так Василий Васильевич написал множество пейзажей и жанровых работ пока путешествовал. Художник побывал на трех войнах по службе, но на своих полотнах всегда показывал бесчеловечность войны, а не торжество победы и подвиги. Этот сильный, энергичный человек хотел не только просвещать, но и удивлять людей. Эта жажда гнала его из страны в страну, с места на место. Он стремился показать людям не виденное или не замеченное ими.
В. В. Верещагин. Мир. Семья. Война: материалы Всерос. науч. конференции, посвященной 161 годовщине со дня рождения В.В. Верещагина и 125-летию окончания русско-турецкой компании 1877-1878 гг. / Упр. по делам культуры мэрии г. Череповца. - Череповец: [б. и.], 2004. - 95 с. [12+]
Из выступлений, прозвучавших на конференции, читатель узнает много интересного о Василии Васильевиче Верещагине. Так, в быту Верещагин был тяжёлым человеком. Всё в доме было подчинено его расписанию. В 5-6 часов утра художник уже был в мастерской. Заходить туда никому не разрешалось — в приоткрытую дверь просовывали поднос с завтраком. Если тарелки звякали, он тут же срывался. У него была фантастическая работоспособность. Сплетничали, что у Верещагина в подвалах сидят рабы и рисуют за него. А в Америке ему предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи.
Верещагин, В.В. Наполеон I в России 1812 / В. В. Верещагин; сост.: В. А. Кошелева [и др.]; под ред. Л. В. Лаврова. - Тверь: Созвездие, 1993. - 286 с.: ил.[12+]
Наполеон I – яркая историческая фигура, привлекающая внимание многих поколений. Задача книги художника Василия Васильевича Верещагина — обращение в живописи к легендарной личности Наполеона, но не к герою-полубогу, каким он традиционно представал на полотнах XIX века, а прежде всего к Наполеону-человеку, даже после своего поражения не утратившему притягательности «для художника, философа, политики или военного». Пояснительное описание картин в книге составлено самим художником. Автором приведены выдержки из воспоминаний очевидцев пребывания Наполеона в России.
Верещагин, В.В. Повести. Очерки. Воспоминания / В. В. Верещагин; [сост., вступ. ст. и примеч.: В. А. Кошелева, А. В. Чернова]. - Москва: Советская Россия, 1990. - 349 с.: ил. [12+]
Художник Верещагин был известен и как оригинальный, даровитый писатель. Он написал около двадцати книг. Автор прошел трудный боевой путь, и красочно и детально описывает военные будни солдат и офицеров, местный колорит и свои впечатления от событий и людей, с которыми ему пришлось встречаться. С интересом и любовью Верещагин рассказывает о своих современниках, среди которых выдающийся военачальник Скобелев, художники Брюллов и Иванов, писатели Тургенев, Золя, Дюма-сын и другие, изобретатель Эдисон, а также простые люди, встретившиеся автору во время многочисленных поездок. Словесные образы Верещагина столь же точны, как и его картины, в которых жизнь предстает как подлинное искусство.
Верещагины. «России славу умножая...»: альбом / авт.-сост. О. П. Починюк. - Санкт-Петербург: Северославянское бюро рекламы, 2008. - 143 с.: ил. [12+]
Великие дела во благо Росси и личные драмы, мировая слава и провинциальная безвестность, материальное благополучие и жизнь на грани нищеты – все это о Верещагиных. Как вышло, что в далеком от столиц захолустье из обычной дворянской семьи вышли четыре брата, прославившиеся на всю Россию –– основоположник молочного производства и сыроварения, автор «Вологодского масла» Николай Верещагин, знаменитый художник-баталист Василий Верещагин, ординарец знаменитого генерала Михаила Скобелева, герой штурма Плевны, о храбрости которого на поле боя писали в газетах Сергей Верещагин, младший брат, генерал-лейтенант, Александр Верещагин, воевал от Турции до Дальнего Востока, но в истории остался как писатель.
Демин, Л.М. С мольбертом по земному шару: мир глазами В. В. Верещагина / Лев Демин. - Москва: Мысль, 1991. - 373 с.: ил. [12+]
Василий Верещагин побывал в 66 странах мира. География его путешествий обширна — Кавказ, Балканы, Индия, Палестина, США, Филиппины, Куба, Япония, Порт-Артур. К этому следует добавить, что художник объехал с выставками картин многие из западноевропейских городов… Англичане, кстати, пугались верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Почти каждое путешествие нашло отражение в книгах, путевых очерках, статьях, письмах. Они содержат богатый познавательный материал о жизни той или иной страны. Так, в очерках о Японии он пишет об экзотической стороне японского быта и красоте храмов.
Завадская, Е.В. Василий Васильевич Верещагин: [альбом] / Евгения Завадская. - Москва: Искусство, 1986. - 111 с.: ил. [12+]
Василий Васильевич Верещагин – удивительный художник, который мог передать через краски происходящие события и умел видеть будущее. В альбоме приведено 60 репродукций. Самая известная картина Василия Верещагина – это, конечно же, «Апофеоз войны». Изначально этот жуткий пейзаж назывался «Торжество Тамерлана». Гора безобразных человеческих черепов среди выжженной земли – ёмкое и точное изложение сути военных действий. Художник оставил на раме примечание - "Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим". Сила картины была такова, что прусский генерал советовал императору Александру II "приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние". И в течение тридцати лет музеи России не приобрели ни одного полотна Верещагина.
Кондратович, Н. А. Верещагин / Н. А. Кондратович, Э. А. Корсунская. - Москва: Русское товарищество, 2003. - [29] с.: ил. - (Детский музей. Русская живопись). [6+]
В творчестве Верещагина нет торжественных маршей и красоты мундиров. У него было много недругов среди правящей элиты, зачастую он не выходил без оружия из дома. Верещагин номинировался на первую Нобелевскую премию мира в 1901 году. За храбрость в бою был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени, с гордостью носил этот крест на своем гражданском сюртуке до конца жизни, и не принял больше ни одной награды, отказавшись даже от звания профессора Императорской академии и наградного оружия Золотая шпага. Практически всю жизнь Верещагин провел в военных компаниях Российской империи, но не очерствел, а хорошо видел и светлые, и темные стороны жизни. Именно об этом рассказывает книга.
Василий Верещагин имел стальной характер, крепкие нервы и острый ум. Всю жизнь прожил так, будто доказывал, что он может справится с чем угодно. Так художник страдал от морской болезни, но при этом служил в морском флоте, был пацифистом, но при первой возможности участвовал в военных действиях. Художник Василий Верещагин сжигал свои картины как минимум трижды. Он был импульсивен, вспыльчив, крайне обидчив и совершенно нетерпим к критике. Выставки Верещагина в России, Европе, Америке вызывали столпотворение. Он показывал свои картины русским императорам и германскому кайзеру, называл другом президента США Т. Рузвельта, находился на войне рядом с генералом Скобелевым и адмиралом Макаровым. Художник побывал во многих тогдашних «горячих точках»: в Туркестане, на Балканах, на Филиппинах. Маршруты его путешествий пролегали по Европе, Азии, Северной Америке и Кубе. Он писал снежные вершины Гималаев, сельские церкви на Русском Севере, пустыни Центральной Азии.
Лебедев, А. К. Верещагин. Жизнь и творчество: 1842-1904 / Андрей Лебедев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Искусство, 1972. - 396 с.: ил. [12+]
В книге доктора искусствоведения Андрея Константиновича Лебедева исследуется творческий путь знаменитого художника. Биография Василия Васильевича Верещагина предстает перед нами как история человека, привыкшего жить подчас смертельно рискованно. Одновременно это история необыкновенного успеха художника, добившегося широкой известности в России, Европе, Америке. За несколько часов до гибели Василий Васильевич произнёс следующие слова: «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня»…Солнце озаряло на его картинах и вершины Гималаев, и блистательные индийские мавзолеи, и деревянные стены небольших православных церквей. Но солнце на его полотнах освещало и гору человеческих черепов в туркестанской степи, и русских солдат, зажатых меж гор и отбивавших бешеные атаки противника.
Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. - Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 179 с.: ил. [12+]
Лебедев, А.К. Василий Васильевич Верещагин / Андрей Лебедев. - Москва: Искусство, 1988. - 205 с.: ил. - (Человек, события, время). [12+]
Авторы этих книг о жизни и творчестве Василия Васильевича Верещагина - заслуженные деятели искусства Андрей Константинович Лебедев и Александр Васильевич Солодовников. Они пишут о том, что есть произведения искусств, над которыми время не властно. Таким было творчество великого русского художника Верещагина. Большое место занимает описание последних мгновений жизни художника. Верещагин прибыл на Дальний Восток, чтобы запечатлеть русско-японскую войну. Художник принял смерть с кистью в руках. Он стоял на правой стороне мостика броненосца и делал наброски вражеской эскадры. Стоявшим рядом с ним офицерам он рассказывал о своём участии во многих военных кампаниях, с большой уверенностью говорил, что где находится он, там ничего страшного не может случиться. Однако случилось. Японская мина оборвала жизни 650-ти моряков. Подорвавшийся «Петропавловск» ушёл на дно всего за две минуты. Вместе с ним морская пучина поглотила вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и великого художника. И если Макарова оплакивала вся Россия, то Верещагина оплакивал весь мир.
Межиева, М. Василий Верещагин / Марина Межиева. - Москва: Белый город, 2007. - 47 с.: ил. - (Мастера живописи). [6+]
Невозможно встретить человека, который не знал бы о том, кто такой Василий Верещагин. Это известный баталист, творец и путешественник. Современные критики говорят о нем, что он не просто художник, а намного большее. Это очень интересная и удивительная натура, оставившая после себя много загадок. Его картины, кровавые и пестрые, производили на зрителя порой чудовищное впечатление.. Автор книги предлагает нам повнимательнее вглядеться еще раз в уже ставшие классическими полотна, созданные художником, задуматься над тем, какой завет оставлен им нашему времени…
Соломко, Н. З. Василий Верещагин: сказка о художнике, который объехал весь мир / Наталья Соломко. - Москва: Белый город, 2004. - 11 с.: ил. - (Сказки о художниках). [6+]
Наталья Зоревна Соломко – одна из лучших, ярких, любимых и известных детских писателей. Она написала не просто сказку о путешествиях знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, а рассказала, каким он был в жизни, с родными людьми, с друзьями.
Художник на самом деле объехал весь мир. Сражался на Балканах, а также в Средней Азии. Как мирный путешественник ездил в Сирию и Палестину, на Филиппины и Кубу, в Японию, дважды в Индию и трижды в Штаты, исколесил всю Европу, не говоря уже о Российской империи. И везде, где бывал, делал зарисовки. Причем зарисовки во многом репортажного свойства - фиксировал объект или интересного человека.
Суетенко, В.П. Дом у заставы: московские годы жизни и творчества В. В. Верещагина / В. П. Суетенко. - Москва: Московский рабочий, 1968. - 200 с.: ил. [12+]
Решив отдохнуть от чужих стран, Верещагин поселился под Москвой — построил в деревне Нижние Котлы дом-мастерскую по собственному проекту. Дом одиноко стоял на высоком холме, открытом всем ветрам, высокий, деревянный, построенный в русском стиле. Верещагин живёт здесь отшельником. Пишет свои картины. В дом почти никого не пускает. Известны истории о маниакальной одержимости уединением.
Даже Великого Князя, президента Академии Художеств великий князь Владимира Александровича не пустил в дом. Тот попросил Верещагина:
— Разрешите мне к вам приехать, хочу посмотреть ваши новые работы.
— Нет, извините, — ответил Верещагин твердо.
— А я все же приеду! — продолжал настаивать князь, не привыкший к отказам.
— Приехать-то вы, может быть, и приедете, — сухо сказал Верещагин, — а только все равно ко мне не попадете. У меня, Ваше Высочество, собаки очень злые.
Именно в доме в Котлах Верещагин обрёл дом и семью. Тут родились его дети. Конечно, он не сидел на месте и постоянно ездил по свету в поисках натуры, но возвращался всегда сюда с удовольствием.