Ц е н т р а л ь н а я
детско - юношеская библиотека
МАУК «Объединение библиотек» г.Череповец
Наш адрес:
ул.Архангельская, д.7
Мы открыты:

Нет благороднее призвания…

С доброй улыбкой вспоминаем мы имена любимых учителей, чьи забота, внимание, искренняя заинтересованность, уважение и любовь окрашивали наши школьные годы в цвета радости и чудесной наполненности — добротой, знанием, уверенностью, что сможешь, достигнешь, победишь. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. В литературе есть великое множество образов учителей. Про учителей и их труд написано немало стихов и песен, снято много кинофильмов.
Предлагаем вам 20 лучших, на наш взгляд, книг об учителях, которые имеются в фонде нашей библиотеки.

Айтматов Ч. Первый учитель: повесть.
Молодой учитель Дюйшен отправляется в глухой киргизский аул, чтобы учить там местных детей. Жители поселка переоборудовали под школу старую конюшню. Маленькие ученики - дети, воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. Среди них сирота Алтынай, которая после смерти родителей вынуждена жить в семье дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать, препятствовали тому, чтобы она посещала школу. А потом продали ее богатому человеку в жены. Однако благодаря учителю Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она продолжила учебу и смогла достичь высоких жизненных успехов.

 


Алексин А. Безумная Евдокия: повесть.
Девятиклассница Оля единственная дочь у родителей. Уже в раннем возрасте у неё проявились способности к изобразительному искусству, она учится в художественной школе. Классный руководитель Оли - учительница истории Евдокия Савельевна, обладающая бурным характером, за что Оля её прозвала «безумной Евдокией». Эта учительница всегда подчёркивает малейший успех посредственных учеников, забывая отмечать талантливых. Оля считает, что Евдокия Савельевна не способна оценить её таланты. Однажды Евдокия Савельевна планирует поход двух девятых классов по местам боевой деятельности Мити Калягина — её бывшего ученика, совершившего во время войны смелый поступок. А на следующее утро Евдокия Савельевна извещает Олиных родителей о том, что Оля исчезла. Матери Оли сообщают по телефону, что необходимо приехать в морг  и опознать труп девушки. После этого разговора Олина мать потеряла рассудок, и её увозят в психиатрическую больницу. И тут в прихожей хлопнула дверь, и раздался весёлый голос Оленьки…

Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»: рассказ.
В сибирскую деревню из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках  и вернулись домой промокшие и в снегу. Ночью у Вити заболели ноги и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи. Санька принял решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке. Вскоре в гости к Вите зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, были уважаемыми людьми в деревне, все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Учитель много знал, но часто и ребята учили его. Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей. Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель.

Быков В. Обелиск: повесть
Повесть рассказывает о трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он заботился о ребятах так, будто они  его собственные детьи: одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Началась война. Село заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе, тайно помогая партизанам. Полицаи начали что-то подозревать и устроили в школе обыск, который результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Они подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции. Операция удалась, но полицаи заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Алесь Иванович отправился к немцам.. Учитель добровольно пошел на казнь вместе со своими учениками. Он мог бы остаться жить, но бросить ребят одних в последние часы их жизни Алесь Мороз не мог. Алесь Иванович совершил подвиг – добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель Алесь Иванович Мороз, человек с большой буквы.

Васильев Б. Завтра была война: повесть
Юные герои повести живут в предгрозовое время. Очень скоро (завтра!) им предстоит взять в руки оружие, а пока они сражаются за свою честь. Главная героиня произведения  - ученица девятого класса Полякова Искра, а также её одноклассница Вика Люберецкая. Папу Вики - главного инженера - арестовали. По школе поползли слухи, что Люберецкая «дочь врага народа». Вика зовёт одноклассников на свою дачу, где они прекрасно проводят время, а утром она приняла смертельную дозу снотворного и  оставила прощальную записку, что не может отречься от  своего отца. В защиту Вики выступил директор школы Николай Григорьевич Ромахин. Он устраивает похороны Вики, не  боясь навлечь на себя гнев и обвинения начальства. Антиподом Ромахина является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Она пишет донос на директора  и его отстраняют от дел, исключают из партии, но ученики уважают его. Однако Валентину Андроповну нельзя считать уж совсем отрицательным персонажем. Автор пишет, что она искренно верила в то, что  директор губит школу. И эта искренность, в конце концов, позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться

Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла: рассказ.
Абхазский писатель Фазиль Абдулович Искандер описывает в рассказе учителя математики Харлампия Диогеновича Он был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, это было веселье, организованное самим же учителем.

Каверин В. Два капитана: роман.
Главный герой романа Саня Григорьев всегда с благодарностью вспоминал верного и преданного друга, которого встретил в школе. Это учитель географии Иван Павлович Кораблев. На его уроках было очень интересно. Он никого не спрашивал, ничего не задавал на дом. Он просто рассказывал о путешествиях или читал. Немногословный, спокойный, справедливый, он стал старшим другом для учеников. Он хотел, чтобы жизнь детдомовцев была интересной, и создал в школе театр. Радости ребят не было конца. Впервые Саня увидел Ивана Павловича в распределителе для беспризорников. Кораблеву понравились поделки Сани из глины, и он взял его в свою школу – коммуну, чтобы развивать его дарование. Кораблев помогал ему учиться, загружал интересной работой, поддерживал в трудные минуты. Он нашел фон Вышимирского, который многое знал об экспедиции капитана Татаринова.

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: роман.
Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом — английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников.  Этот роман, написанный ещё в 1965 году, выглядит очень современно. Все темы романа по-прежнему актуальны — от неумения слушать друг друга до невозможности определить, где кончается дисциплина и начинается насилие. И по-прежнему часто главной и единственной надеждой ученика остаётся учитель, который всегда поймёт, проявит сочувствие и встанет на его сторону. Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

Кузнецова А. Земной поклон: повесть.
На стене школы при ремонте обнаруживается старинная надпись. Разбираясь, как такая надпись могла появиться в царские времена на стене приюта, ученики 8-го класса «А» вместе с классным руководителем — учителем истории Николаемй Михайловичем Грозным, раскрывают тайны прошлого — драматические события, когда в 1880-х годах народный учитель Николай Михайлович Саратовкин, боролся за образованность крестьянских детей Сибири. Необычна судьба Николая Саратовкина. Бывший подкидыш стал наследником миллионера. Встреча с учителем-революционером Завьяловым произвела переворот в его душе, определила жизненный выбор: доставшиеся в наследство миллионы он передал сиротским домам. Николай Саратовкин стал гордостью своего края, его по праву теперь называют сибирским Макаренко. В образе героя запечатлены лучшие черты народного учителя.

Лиханов А. Благие намерения: повесть
Главная героиня этого произведения - Надежда Георгиевна - молодая учительница, которая после окончания пединститута попала по распределению на работу в школу-интернат. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Всю неделю ребята учились в школе, а на выходные, тех у кого была семья разбирали по домам. Но были детки, у которых не было никого и они оставались в интернате. Видя их грустные глаза и понимая тоску по обычному человеческому теплу, Надежда нашла очень интересный выход из положения. Героиня подала объявление в местную газету и очень много людей изъявило желание заменять детям семью хотя бы по выходным. Главная героиня привлекает силой своего характера. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади.

Макаренко А. Педагогическая поэма: роман.
Действие романа начинается после революции 1917 года. Школьному учителю предложили возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Так началась история детской колонии имени Горького. В колонию приезжают первые колонисты. Это шесть взрослых, голодных, оборванных и злых парней. Они привыкли рассчитывать только на себя, и никому не верят. Подчиняться правилам они не собираются. Как результат – через неделю один из ребят был арестован за грабеж и убийство. Педагоги не могут призвать воспитанников к порядку, и уж тем более – к труду. Закончились дрова – разобрали крышу сарая, но ни один из ребят не согласился пойти в лес рубить ветки. Поначалу законы выполнялись с трудом и не всеми, но постепенно авторитет педагогов, их разумные действия, способствовали тому, что колонисты не только придерживались заведенных правил, но и стали сами создавать новые.

Платонов А. П. Песчаная учительница: рассказ.
  Мария Никифоровна Нарышкина окончила педагогические курсы и была направлена в село Хошутово, расположенное среди песков. Село было почти занесено песком: на улицах лежали целые сугробы песка, которые доходили до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов.  Молодая учительница мужественно начала работу в школе, но ребята часто пропускали уроки, потому что им не во что было одеться. Двое из них даже умерли от голода. Мария Нарышкина изменила жизнь села, но случилась беда. Налетели кожевники и смели всё, что только было. Девушка не отчаялась, пошла к их вождю, но всё-таки приняла их правоту. Решившись спасти народ, она принимает приглашение ехать в ещё дальние земли, где построит и организует места для жизни племён кожевников. И тогда те не будут портить жизнь обычных крестьян. 


Полонский Г. Доживем до понедельника: повесть.
Три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы — четверг, пятница, суббота в середине осени. Происходят «обычные» школьные истории: ловля полетевшей по классу вороны, бойкот урока английского, пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями девятого «В» о счастье… Это повесть и об учителях школы. В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова. Историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи — Илья Семёнович Мельников. Наталья Сергеевна влюблена в Илью Семёновича ещё со школьной скамьи.



Прилежаева М. Юность Маши Строговой: повесть.
1 сентября 1944 года Маша становится учителем литературы и классным руководителем шестого класса «Б». Ученики дают Марии Кирилловне Строговой из-за имени-отчества прозвище «Капитанская дочка» — их не смутило, что героиня «Мария Кирилловна» не в этом одноимённом произведении А. С. Пушкина, а в романе «Дубровский». Перед молодой учительницей встают вопросы учёбы её беспокойных шестиклассников, и их внеклассные проблемы. На лавочке в Пушкинском сквере Маша забывается и замерзает, а на следующий день в полубреду проводит пред инспекцией роно урок не по плану — по «Слово о полку Игореве». Завуч школы ставит на педсовете вопрос о профпригодности Строговой, но учителя и директор школы встают на сторону Маши.

Распутин В. Уроки французского: рассказ.
В рассказе Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает учительница Лидия Михайловна и решает помочь мальчику. Сначала она приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Учительница даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди. Автор уверен: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек често  делает ошибки, но в добре смысл жизни.

Соломко Н. Белая лошадь - горе не мое. Если бы я был учителем…: повесть.
Повесть «Белая лошадь – горе не мое» – о школе, о молодом учителе географии Александре Арсеньевиче и опытном педагоге Матвее Ивановиче – учителе истории, по прозвищу Аристотель. А ещё эта повесть о любви. Главный герой второй повести «Если бы я был учителем…» Андрей Митюшкин, от лица которого ведётся повествование, второгодник. Он нелюдим, груб, а в школе вообще, по его собственному признанию, становится «злым, вредным и нахально улыбается». Его поведение – своеобразная форма протеста против бездушия классной руководительницы, которая подвергает унижениям учеников. Добрый по натуре, Андрей не может слышать постоянных угроз классной руководительницы. В школе ему неуютно и одиноко. Свой идеал учителя Андрей выразил в сочинении на тему «Если бы я был учителем…». Он считает, что главное качество для учителя – доброта и любовь к своим ученикам.

Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса: повесть
В одной обычной школе, где учились самые обыкновенные ученики и ученицы, был один очень необычный и подозрительный учитель химии - Куприян Семенович (по прозвищу Купрум Эс). Именно из-за него, а точнее изобретенного им эликсира, который позволяет человеку отдавать приказы другим людям, и они все исполнят — вроде внушения, в школе стали происходить странные случаи... обыкновенную девочку Зою Ладошину слушались все, от директора до милиционера. Вы узнаете, до чего доводит Власть, даже с самыми добрыми намерениями.
Как это могло произойти, почему и чем закончилась история - узнайте вместе с героями этой фантастической повести.


Тендряков В. Ночь после выпуска: повесть.
Выпускной вечер в школе. После праздника шесть одноклассников собираются у реки, чтобы на прощание побыть вместе. Мальчик из состоятельной семьи, спортсмен Гена Голиков, отличница Юля Студёнцева, красавица Натка Быстрова, «свой парень» Вера Жерих, гитарист и весельчак Сократ Онучин и художник Игорь Проухов знакомы давно. Возникает идея: каждый выскажет своё мнение о других, не скрывая даже плохих мыслей. В это же время в учительской шесть учителей спорят о том, как «готовить из учеников лучших людей». Учителей задело то, что Юля Студёнцева во время выпускного заявила, что школа заставляла её учить всё, кроме того, что ей нравится. Учительница Зоя Владимировна считает такие слова неблагодарностью и жалеет, что Студёнцеву уже не наказать. Завуч Ольга Олеговна говорит, что сама Зоя Владимировна преподаёт литературу  так неувлекательно, что отвращает от него учеников…

Хайтани К. Взгляд кролика: роман.
Учительница Фуми Котани после университета выходит на работу — на должность классного руководителя в не самую благополучную школу, которая расположена в промышленном районе рядом с мусоросжигательным заводом. На одном из уроков мальчик Тэцудзо убивает лягушку, которую принёс его одноклассник. А спустя два месяца тот же Тэцудзо нападает на другого мальчика, который принёс муравьев в стеклянной банке. Перед учительницей стоит выбор: согласиться с мнением большинства учителей, что Тэцудзо неисправим, наказать его и больше не забивать себе этим голову. Или попытаться выяснить, почему Тэцудзо так поступил. «Взгляд кролика» — это первая книга Кэндзиро Хайтани, школьного учителя из города Кобэ. Она единственная, переведённая на русский язык. Очень тонкая история об ответственности, смелости, справедливости и о том, что такое быть учителем.

Яковлев Ю. Зимородок: повесть.
В повести «Зимородок» трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного героя. Зимородок – так звали этого хрупкого паренька, который добровольно пошел на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно, оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с ними. Им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель.



 



Центральная детско-юношеская библиотека
Муниципального автономное учреждения культуры «Объединение библиотек»
Адрес: 162600, Россия, Вологодская область, г.Череповец, ул.Архангельская, д.7
тел.: (8202) 26-00-46
email: library@cherepovetscity.ru
Библиотека работает для вас:
   Основной  
ежедневно с 10 до 19 часов
суббота – выходной день,
воскресенье – с 10 до 18 часов,
   Лето  
С 1 июня по 31 августа
ежедневно с 10 до 18 часов
Суббота и воскресенье – выходной день