Фредрик Бакман — шведский писатель, блогер — родился 2 июня 1981 в городе Хельсингборг, на юге Швеции. В университете он изучал историю религий, но бросил учёбу и стал дальнобойщиком(!). В 2006 году Бакман начал писать для газет и их блогов на сайтах. Потом завёл личный блог, в котором рассказывал о подготовке к свадьбе. С этого момента он завоевал любовь тысяч читателей. В 2012 году на основе истории, прочитанной Бакманом в одной из газет, о пожилом человеке, подавшем в суд на зоопарк, написал свой первый роман «Вторая жизнь Уве». Роман сразу сделал из него знаменитого писателя. В России он стал известен сразу после перевода этого романа. Фильм, снятый по этому роману, получил несколько наград, вошёл в список самых популярных кинофильмов Швеции всех времён и получил 2 номинации на премию «Оскар» 2017 года.
Книги Бакмана издаются в 40 странах мира. Это новый культурный феномен. В современной литературе шведом, о котором говорили все, был Стиг Ларссон, который задал мрачный триллерный тон. Бакман же вернул веру в то, что в Скандинавии живут не только изощренные маньяки и злобные гении. Он пишет о простых шведских людях с их важными проблемами. Герои Бакмана — неидеальные создания, но в них читатели находят частичку себя. Они страдают, борются, ошибаются. Через них Бакман показывает, как капелька доброты способна перевернуть жизнь любого. Злодеями у него становятся те, кого главные герои и мы, как читатели, пока не узнали и не поняли. Этим Бакман подчеркивает важность диалога: надо не только слушать, но и слышать других. Наконец, Бакман честно и откровенно говорит о серьёзных проблемах, но делает это через свою собственную светлую призму. Книги Бакмана, несмотря на их кажущуюся на первый взгляд лёгкость и пушистость, концентрируются на сложных, а иногда и трагических событиях: болезнь, потеря близких, насилие. Но ему удаётся не скатываться в полную безнадёгу, а показать неожиданно красивую сторону жизни. Когда взрослые персонажи Бакмана сталкиваются с проблемами, им приходится признаться самим себе, что они понятия не имеют, что делать. Это находит отклик в сердцах как взрослой "родительской" публики, так и подростков. Бакман вызывает смешанные эмоции. В него либо влюбляешься с первой книги, либо бросаешь после второй. Но равнодушным он точно не оставляет. У Бакмана уникальное чувство юмора. Эти шутки невозможно скопировать и послать кому-то, потому что в них всегда заложен огромный пласт контекста. И когда натыкаешься на такую шутку, сложно сдержать смех. А через десять страниц он повернёт историю в невероятно трогательное русло, и из глаз потекут слёзы. Читать Бакмана — это кататься на эмоциональных американских горках. Через такие взлёты и падения у читателя происходит неизбежная эмоциональная разгрузка. Один из самых главных посылов всего творчества Бакмана можно записать как “помогай”. Неважно, кто перед тобой — ворчливый пенсионер, запутавшаяся одинокая мать или маргинальный подросток — если есть возможность протянуть руку, подставить плечо или предложить всего пять минут своего времени, сделай это. Надеемся, что читатель откроет для себя удивительный, добрый и такой шведский мир Фредрика Бакмана!
Книги Фредрика Бакмана, которые есть внашей библиотеке: [16+]
Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения / Фредрик Бакман; перевод со шведского К. Коваленко. - Москва: Синдбад, 2019. - 475 с.
Этот роман – полусказка-полубыль. Главных героинь две – семилетняя Эльса и её бабушка. Эльса не похожа на других девочек её возраста, так же как и её бабушка не похожа на остальных 77-летних старушек. Ведь мало какой бабушке взбредёт в голову флиртовать с полицейским или сбежать из больницы, чтобы залезть в вольер к обезьянам. Эльса везде носит с собой красный маркер и тайно исправляет грамматические ошибки, которые постоянно допускают все вокруг. Характером она очень похожа на своего отца, но он, к сожалению, живёт отдельно, а у Эльсы теперь есть отчим и скоро должен родиться брат или сестра. В общем, жизнь сложная штука! Но хорошо, когда рядом бабушка - лучший и единственный друг Эльзы. Каждую ночь они вместе отправляются в Просонье - удивительную страну, где время измеряется вечностями и сказками и никто не должен быть "нормальным". Но однажды бабушка уходит в Просонье навсегда, оставляя Эльсе только письма. Их нужно передать тем, у кого бабушка хочет попросить прощения за свои ошибки. Эльсе предстоит узнать, что герои и чудовища живут не только в сказочных королевствах. А главное, ей нужно научиться жить в реальном мире без бабушки.
Вторая жизнь Уве: роман / Фредрик Бакман; перевод со шведского Р. Косынкина. - Москва: Синбад, 2021. - 378 с.
Однажды Бакман прочитал о старичке, который подал в суд на зоопарк. После этого в блоге автора появился персонаж, который так полюбился подписчикам, что они захотели прочитать отдельную книгу о нём. Так Бакман создал роман «Вторая жизнь Уве». Это история о сварливом старике, который делает замечания всем на свете и хочет побыстрее покинуть этот свет. Ему не угодили новые болтливые соседи с шумными детьми, а отец семейства умудрился при въезде сравнять почтовой ящик Уве со шведской землей. Работники социальной службы разъезжают на своих новых машинах по территории Уве и хотят забрать его соседа в дом престарелых. Да, Уве консерватор, сторонник ручного труда и в свои пятьдесят девять лет будет укорять современных людей в том, что они только и могут пальцами по «отпадам» водить да в «энтэрнетах» шастать. Конечно, «так жить нельзя» — эта фраза повторяется в романе несколько раз. Уве не знает, что делать со своей жизнью дальше: он вышел на пенсию, все, что можно починить, уже починил, а любимая жена недавно отдала богу душу. Старик не знает, как убить следующий день, и решает убить себя, потому что стал бесполезен, потерял функцию в этом мире. Но как спокойно уйти из жизни, когда вокруг одни идиоты? Один идиот не может окно открыть, не упав с лестницы, да и беременная соседка никак не хочет оставить его в покое. А их дети?.. Но у угрюмого ворчливого педанта — большое доброе сердце. Оказывается, что жизнь Уве нужна именно этим ужасным соседям или знакомому мальчику, который помогает ему выбрать айпад. Более того, Уве зовут на ужин, с ним хотят играть дети. Это история о том, как сильно жизнь одного человека может повлиять на жизни многих других. И ещё о том, что первое впечатление о людях не всегда бывает верным, и составлять это самое впечатление нужно всё же по поступкам человека, а не по тому, как он на тебя посмотрел и что там пробурчал себе под нос при первой встрече.
Медвежий угол / Фредрик Бакман; перевод со шведского К. Коваленко и М. Людковской. - Москва: Синдбад, 2020. - 525 с.
Действие романа происходит в захолустном городе Бьорнстад, затерянном в шведской глуши: дальше только непроходимые леса. Когда-то здесь кипела жизнь, но теперь царят безработица и безысходность, а у его жителей осталась лишь одна надежда и повод для гордости — юниорская хоккейная команда, когда-то занявшая второе место в чемпионате страны. Хоккей в Бьорнстаде - не просто спорт: вокруг него кипят нешуточные страсти, на нем завязаны все интересы, от него зависит, как сложатся судьбы. Юниорская хоккейная команда из этого города дошла до финала. В ней играли пятнадцатилетние мальчишки, у каждого из которых своя история из побед, сломанных конечностей и отчаяния, но каждый с детства знал точно, что в одиночку ты никто. Что команда всегда важнее тебя одного, ничего личного. Что команда – это та же семья. И они вспарывали лед плечом к плечу, дрались за своих, как медведи. «Медведи из Бьорнстада». Финал вот-вот может стать для них взлетной полосой, а городу подарить новую жизнь. И деньги. День победы в матче четвертьфинала стал самым счастливым и для города, и для руководства клуба, и для команды, и для ее семнадцатилетнего капитана Кевина Эрдаля. Но для пятнадцатилетней Маи Эриксон и ее родителей это был страшный день, перевернувший всю их жизнь...
Один мальчик из хоккейной команды рос победителем. Вместо любви родителей – мотивация и, спортивный подход. Когда ему было семь, он не забил гол в пустые ворота на последних секундах матча. Хотя команда тогда победила, его всю ночь искали всем городом. Нашли с обмороженными щеками и клюшкой в руках, на льду далекого озера. Когда ему было 12, он лучше всех в классе написал контрольную: 99 баллов из 100. Его отец спросил только, в чем заключалась ошибка. Для его отца, главного спонсора хоккейной команды, хоккей тоже был превыше всего. А про сильных людей в Швеции говорят, что внутри у них живет медведь. В полуфинале мальчик победил.
Одна девочка в ту ночь начала бояться темноты.
В день финала одна команда выйдет на лед против другой. Одна семья бросит вызов целому городу. Про такое говорят: пойти на медведя с голыми руками. Для отца этой девочки, спортивного директора хоккейной команды, хоккей тоже был превыше всего когда-то. Но твоя семья – это тоже команда. И всем в этом городе придется вспомнить, что в одиночку ты никто. Вопрос только в том, на что ты готов ради «своих». Перед каждым жителем города встала необходимость сделать моральный выбор, ответить на вопрос: какую цену ты готов заплатить за победу?
И хотя в книге очень много хоккея, это совершенно не напрягает, а даже вызывает интерес к этому виду спорта. Почти каждая глава в романе начинается и заканчивается мыслями автора, которые заставляют задуматься не только о происходящем в книге, но и о своей собственной жизни тоже. Всем думающим людям очень рекомендуем к прочтению!